Задание 6 огэ по информатике. Дешифровщику необходимо восстановить поврежденный фрагмент сообщения
Методическая статья: Решение задания A6 (Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд) основного государственного экзамена в 9 классе (ОГЭ) средствами математического аппарата.
Описание материал : В статье представлен способ решения задания А6 основного государственного экзамена (ОГЭ) по информатике средствами математического аппарата.
Как вариант, данный способ решения может быть использован на интегрированном уроке геометрии и информатики в 9 классе при изучении по геометрии темы «Сумма углов n -угольника», а по информатике при изучении темы «Алгоритмы» на примере исполнителя «Чертежник».
Для решения задачи необходимо вспомнить курс геометрии.
Что такое выпуклый и вогнутый n -угольник, какой n -угольник называется правильным, что такое ломаная линия.
Выпуклый n- угольник
Вогнутый n -угольник
Правильный n- угольник
Ломаная линия
II . Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника
Для выпуклого n-угольника сумма углов равна 180°(n-2) , где n – количество сторон/углов.
III .
Треугольник – это выпуклый многоугольник.
У треугольника:
3 стороны и 3 угла
Сумма углов треугольника равна 180 о
стороны равны, углы по 60 о
Потому, что:
60 о
А для n -угольника
Запомним эту формулу!
Само задание А6 из КИМов основного государственного экзамена по информатике:
IV . Задание A6 Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существует две команды: Вперёд n (где n - целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения; Направо m (где m - целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке. Запись Повтори k [Команда1 Команда2 КомандаЗ] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 5 [Вперёд 80 Направо 60] . Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник
2) правильный треугольник
3) правильный шестиугольник
4) незамкнутая ломаная линия
Решение: у Черепашки 2 команды: Вперед n , Направо m
Рассмотрим команду Вперёд 80 Направо 60 вне цикла и нарисуем:
Итак, в нашей задаче внутренний угол n - равен 120 о
Используй для каждого варианта ответа:
За это задание вы можете получить 1 балл на ЕГЭ в 2020 году
«Анализ и построение алгоритмов для исполнителей» - довольно сложный учебный материал, и именно он стал основной темой задания № 6 ЕГЭ по информатике. Тип вопроса теста может быть самым разнообразным. К примеру, вам придется выполнять проверку буквенной последовательности на соответствие алгоритму. В этом случае в задаче будет представлен ряд букв, к примеру, А, З, И, Л, М, О, С, Ь, из которых формируется некое слово. В этом слове соблюдаются определенные условия, к примеру, буквы, обозначающие гласные звуки, не стоят рядом, и начинается оно не с гласного звука, а с такого, который в русском алфавите находится ранее буквы «П». Далее будет приведен список слов, из которого учащийся должен выбрать такое, какое удовлетворяет перечисленным условиям.
Последовательности, представленные в задании 6 ЕГЭ по информатике, не всегда буквенные. Это могут быть также ряды чисел. Определенное количество вариантов этого теста посвящено обработке искаженных сообщений, операциям сложения, умножения, деления и возведения в квадрат, а также нестандартным исполнителям.
Видео-фрагмент из консультационного занятия (консультация перед экзаменом по информатике) по подготовке к ОГЭ . Разбор задания номер 6 из ОГЭ по теме Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд. Исполнители алгоритмов. В предложенном выше видеофрагменте вы найдете решение задания номер 6 из ОГЭ по информатике
Задание 6:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки c координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.
V1. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 2 раз
Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, -1)
Конец
Сместиться на (6, −4)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1?
V2. Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (-4, 0
конец
Тема: «Выполнение и анализ простых алгоритмов».
На вход алгоритма подаётся натуральное число N. Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом.
1) Строится двоичная запись числа N.
2) К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу: если N чётное, в конец числа (справа) дописывается сначала ноль, а затем единица. В противном случае, если N нечётное, справа дописывается сначала единица, а затем ноль.
Например, двоичная запись 100 числа 4 будет преобразована в 10001,а двоичная запись 111 числа 7 будет преобразована в 11110.
Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью числа R – результата
работы данного алгоритма.
Укажите минимальное число R, которое больше 102 и может являться результатом работы данного алгоритма. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.
Данный пример взят из демоверсии 2019 по информатике на сайте http://fipi.ru
РЕШЕНИЕ
В начале определимся с числами N и R.
Число N — это то исходное число, которое вводится в автомат. Число R — это число, которое является результатом работы автомата.
В задаче 102 — это число R, поэтому для начала найдем число N, из которого и получилось число 102. Переведем 102 в двоичную систему счислений с помощью двух способов:
После перевода в двоичную систему число 102 будет выглядеть так 1100110. В задании сказано:
К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу: если N чётное, в конец числа (справа) дописывается сначала ноль, а затем единица. В противном случае, если N нечётное, справа дописывается сначала единица, а затем ноль.
Это означает, что последние два числа 1100110 являются результатом работы автомата. Убираем числа 10 и получаем исходное число N(11001), которое было введено в автомат.
Переведем число 11001 в десятичную систему счислений:
Число 11001 нечётное, т.к. в двоичной записи оканчивается на 1. Если добавить число в автомат, то получим 1100110 (102). Это число не подходит под нашу задачу:
Укажите минимальное число R, которое больше 102 и может являться результатом работы данного алгоритма
Из этого следуют, что число N должно быть чётным, т.е. 26. Переведем 26 в двоичную систему: 11010
Далее произведем работу автомата: к числу 11010 добавим 01 и получим число 1101001 . Переведем двоичное число 1101001 в десятичную систему счислений и получим результат 105. Число 105 является минимальным результатом работы автомата R.
На уроке рассмотрен материал для подготовки к ОГЭ по информатике, разбор 6 задания
6-е задание: «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд».
Уровень сложности - повышенный,
Максимальный балл - 1,
Примерное время выполнения - 6 минут.
Исполнитель Чертежник
- Большинство заданий 6-го варианта связано с исполнителем Чертежник , который перемещается на координатной плоскости согласно алгоритму:
Например:
Повтори 5 раз Сместиться на (2,3) Сместиться на (-1,4) Конец
✍ Решение:
перемещение исполнителя по оси ох : 5*(2 + (-1)) = 5 перемещение исполнителя по оси оy : 5*(3 + 4) = 35
Исполнитель Черепашка
- Формула нахождения внутреннего угла n-угольника:
- где n — количество вершин многоугольника
- Формула нахождения количества вершин многоугольника:
- где х — значение внутреннего угла многоугольника
- где y — значение внешнего угла многоугольника
\[ внутреннийУгол = \frac {180°(n-2)}{n} \]
\[ n = \frac {360°}{y°} \]
Исполнитель Муравей
- Задания с исполнителем Муравьем обычно связаны с его движением по клеточному полю, похожему на шахматное. В таких заданиях встречается циклическая структура, аналогичная с заданиями про исполнителя Чертежника. Важно правильно проследить шаги цикла:
Например:
Повтори 2 раз вниз 2 влево 1 вверх 3 влево 2 кц
Фактически означает:
Разбор 6 задания ОГЭ по информатике
Исполнитель Чертежник
Решение задания 6.1. Демонстрационный вариант 2019 г.
Сместиться на (a, b)
Повтори 3 paз Сместиться на (-2, -3) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (–4, 0) конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке , что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –3) 2) Сместиться на (–3, 9) 3) Сместиться на (–3, –1) 4) Сместиться на (9, 3)
✍ Решение:
- n (вплоть до команды Конец).
- x=0 , y=0 ox и oy :
Ответ: 1
Решение задания 6.2:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные - уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Сместиться на (−1, −1) Сместиться на (2, 2) Сместиться на (3, −3) Конец
Какую команду надо выполнить Чертёжнику, чтобы вернуться в исходную точку, из которой он начал движение?
1) Сместиться на (−16, −8) 2) Сместиться на (16, 8) 3) Сместиться на (16, −8) 4) Сместиться на (−16, 8)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда Повтори n , означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
- Предположим, что Чертежник начал движение с начала координатной плоскости (x=0 , y=0 ). Исходя из этого предположения рассчитаем его перемещение по оси ox и oy :
Ответ: 4
Решение задания 6.3:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b - целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, у) в точку с координатами (x + а, у + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты увеличивается; если отрицательные, уменьшается.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 paз Команда1 Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1) Конец Сместиться на (−12, −8)
После выполнения этого алгоритма Чертёжник вернулся в исходную точку. Какую команду надо поставить вместо команды Команда1 ?
1) Сместиться на (−8, −4) 2) Сместиться на (−2, −1) 3) Сместиться на (7, 5) 4) Сместиться на (2, 1)
✍ Решение:
- Вспомним, что команда Повтори n , означает умножение последующих параметров на n (вплоть до команды Конец).
- Выполним все действия сначала с первой координатой, подставив вместо неизвестного x :
Ответ: 4
Исполнитель Черепашка
Решение задания 6.4:
Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения.
У исполнителя существует две команды:
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Какая фигура появится на экране?
1) правильный пятиугольник 2) правильный треугольник 3) правильный шестиугольник 4) незамкнутая ломаная линия
✍ Решение:
- Вспомним формулу для вычисления количества вершин многоугольника по внутреннему углу:
- Найдем внутренний угол, с учетом, что Черепашка поворачивается на 60° :
\[ n = \frac {360°}{180°-x°} \]
Ответ: 4
Исполнитель Муравей
Решение задания 6.5:
Исполнитель Муравей перемещается по полю, разделённому на клетки. Размер поля 8×8, строки нумеруются числами, столбцы обозначаются буквами. Муравей может выполнять команды движения:
Вверх N,
Вниз N,
Вправо N,
Влево N
(где N
- целое число от 1 до 7), перемещающие исполнителя на N клеток вверх, вниз, вправо или влево соответственно.
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 КомандаЗ повторится k раз. Если на пути Муравья встречается кубик, то он перемещает его по ходу движения.
Пусть, например, кубик на ходится в клетке Б6 . Если Муравей выполнит команды вправо 1 вниз 3 , то сам окажется в клетке Б5 , а кубик в клетке Б4 .
Пусть Муравей и кубик расположены так, как указано на рисунке. Муравью был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 4 раз Вниз 2 вправо 1 вверх 2 Конец
В какой клетке окажется кубик после выполнения этого алгоритма?
1) Г6 2) Е4 3) Д1 4) Е6
✍ Решение:
- Заметим, что после исполнения команд вниз 2 вверх 2 , Муравей окажется в той же клетке, из которой он начал движение:
Ответ: 4
Исполнитель Альфа
Решение задания 6.6. Демонстрационный вариант Перспективной модели 2019 г.:
У исполнителя Альфа две команды, которым присвоены номера:
1.
прибавь 1
2.
умножь на b
(b – неизвестное натуральное число; b ≥ 2)
Выполняя первую из них, Альфа увеличивает число на экране на 1, а выполняя вторую, умножает это число на b.
Программа для исполнителя Альфа – это последовательность номеров команд.
Известно, что программа 11211
переводит число 6
в число 82
. Определите значение b
.
✍ Решение:
- Запишем все действия исходной программы 11211 . Учтем, что исходное число — 6 . В целях соблюдения верной последовательности операций будем использовать скобки: